Положение о Фотоконкурсе «Русское маргинальное»

Фотоконкурс «Русское маргинальное» (далее – Конкурс) проводится в рамках Фестиваля маргинального искусства «Эстетика бриколажа», который реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» (далее – Организатор конкурса).

Проблемы, которые призван решить конкурс, и их теоретическое обоснование описаны в Приложении №1.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

Цель:

• привлечение внимания к проблематике простонародного творчества (народные арт-среды, «ЖЭК-арт», простонародные коврики, писанные на клеенках, предметы «домашнего производства»);

Задачи:

• знакомство с художественным своеобразием народных арт-сред;

• стимулирование к поиску, фиксации, изучению и сохранению народных арт-сред.


УЧРЕДИТЕЛИ КОНКУРСА

Министерство культуры Российской Федерации,

ООГО «Российский фонд культуры»


ОРГАНИЗАТОРЫ КОНКУРСА

АНО Центр театральных исследований «Трансформатор»,

ФГБУК «Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства»


ПОРЯДОК, СРОКИ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

На конкурс принимаются авторские работы фотографов-профессионалов и любителей в любых возрастных категориях.

Жанр – пейзаж или предметная съемка.

Объекты съемки:

· Aрт-среда – это художественная инсталляция в масштабе парка или сквера скульптур, здания или интерьера, созданная непрофессиональным автором и призванная выразить его личное творческое преображение местности (часто личного жилища, хозяйственной постройки или двора).

· Предмет «домашнего производства» – объект, созданный из подручных материалов, целых вещей или их фрагментов, но получивший совершенно новое функциональное назначение.

Заявки принимаются с 1 июня по 20 июня 2022 года в электронной форме на сайте: https://marginal-fest.ru/


Технические требования к конкурсным работам:

Представленные на конкурс фотографии должны сопровождаться информацией (авторское название, описание изображения на снимке, название места и дата съёмки);

Требование к файлам: JPEG или PNG размером от 2500 до 7000 пикселей по большей стороне кадра, весом не более 50МБ, разрешение файла 200-300 dpi, соотношние сторон 2:3 или 3:4;

Возможно использование материалов из архивного фонда прошлых лет, но НЕ ДОПУСКАЮТСЯ коллажи, снимки с надписями, датой, рамками.


Конкурс проводится по трем номинациям:

  1. Городские народные арт-среды;
  2. 2. Сельские народные арт-среды;

3. Предметы «домашнего производства».


Работа жюри конкурса

Работы отбирают жюри из числа организаторов проекта «Фестиваль маргинального искусства: эстетика бриколажа».

Основные критерии оценки:

- соответствие тематике, целям и задачам конкурса;

- уровень мастерства автора;

- оригинальность, художественный уровень воплощения и оформления работ.

Итоги конкурса:

  1. Жюри конкурса отберет лучшие работы для публикации их в онлайн-каталоге «необычных вещей» (https://marginal-fest.ru/) и на медиа-портале «Непослушное искусство»;
  2. Не менее 30 лучших работ будут представлены вместе с коллекцией «необычных вещей» Александра Петлюры и Владимира Архипова на выставке во Всероссийском музее декоративного искусства (Москва, июль-август 2022г.) и на передвижной выставке в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, сентябрь-октябрь 2022г.).
  3. Лучшие работы будут опубликованы в альманахе «Русское маргинальное: эстетика бриколажа». Издание будет доступно онлайн (https://marginal-fest.ru/), а также выйдет небольшим тиражом. Каждому лауреату печатный экземпляр в подарок (вручение пройдет на презентации Альманаха 27 августа в 15:00 в лектории Всероссийского музея декоративного искусства)
  4. Авторам лучших работ будет доступно бесплатное посещение всех мероприятий фестиваля «Русское маргинальное: эстетика бриколажа»

Особые условия:

- направляя работы на конкурс, автор автоматически соглашается на публичное использование его работ с указанием авторства;

- все публикации о конкурсе должны сопровождаться хештегами #российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #министерствокультуры, #маргинальныйфестиваль

Право интеллектуальной собственности:

Принимая участие в конкурсе, участник гарантирует, что:

- он является законным правообладателем представленных на конкурс фотографий и обладает в отношении них исключительным правом;

- фотографии не нарушают законодательство Российской Федерации, не содержат оскорбительной информации, а также информации, противоречащей нравственным началам и общепризнанным ценностям;

- содержание фотографий не нарушает права третьих лиц;

- если третьи лица в судебном или ином порядке будут оспаривать у Организатора его права на использование фотографий, участник обязан принять участие в разбирательстве на стороне Организатора и доказывать правомерность использования Организатором фотографий;

- если участник не сможет доказать правомерность использования фотографий и распоряжения ими и Организатор будет привлечен к ответственности, то участник обязан возместить в течение 10 (десяти) календарных дней с момента вступления в силу решения суда и/или иного органа, рассматривающего спор, сумму, подлежащую взысканию с Организатора в пользу третьего лица, иные расходы, связанные с судебным разбирательством;

- в случае предъявления к Организатору претензий со стороны обладателей авторских и/или смежных прав, их уполномоченных представителей или третьих лиц, касающихся использования фотографий, участник обязуется самостоятельно и за свой счет урегулировать все спорные вопросы с третьими лицами, предъявившими соответствующие претензии;

- авторское право на фотографии, представленные на конкурс, сохраняется у авторов соответствующих фотографий;

- принимая участие в конкурсе, участник предоставляет Организатору право на воспроизведение, копирование, публикации, выставочные (публичные) показы, а также сообщение общественности любыми способами, в том числе в эфире и по кабелю, размещение в сети Интернет (доведение до всеобщего сведения), включая социальные сети, фотографий, представленных на конкурс (неисключительная лицензия).

Данная лицензия предоставляется участником для использования фотографий Организатором в уставных целях любыми способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации, в том числе посредством:

• показа во время проведения конкурса, конкурсной выставки;

• публикации в журналах и печатных и электронных средствах массовой информации;

• хранения фотографий, представленных для участия в конкурсе, в своих архивах (в электронном или других форматах) в течение пяти лет с момента проведения конкурса;

• размещения фотографий на интернет-сайте и социальных сетях АНО Центр театральных исследований «Трансформатор», проекта «Фестиваль маргинального искусства: эстетика бриколажа» и/или его партнеров (доведение до всеобщего сведения);

• использования фотографии для фотоальбомов, информационных буклетов, цифровых носителей и другой продукции, в том числе сувенирной.

Приложение №1

ПРОБЛЕМЫ,

КОТОРЫЕ ПРИЗВАН РЕШИТЬ КОНКУРС

И ИХ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Бриколаж – это объект, созданный из подручных материалов, целых вещей или их фрагментов, но получивший совершенно новое функциональное назначение; в искусстве такой объект обретает новую художественную ценность.

Термин впервые стал использоваться философами-постмодернистами[1]. Жиль Делёз и Феликс Гваттари называли бриколаж способом действия шизоидного производителя. Этого производителя также можно назвать resistance (сопротивлением): он сопротивляется параноической диктатуре и ускользает из-под носа господствующих культурно-политических режимов, нацеленных на фиксацию, сепарацию и захват. Дени Дидро писал о подобном «подручном» искусстве: оно «приспосабливает» материалы, выкраивая их, подрезая, соединяя и т. д. Французский философ Мишель де Серто также обратил внимание на анонимные и «обреченные на смерть» творения, которые живут, но не сохраняются, на их «рассеянное распространение». Именно их он и называл подлинным народным искусством. Клод Леви-Стросс анализируя свойства «первобытного мышления», отмечал устройства, составленные «из подручных средств», «не соотносящееся ни с каким проектом» и приспосабливающее «остатки предшествующих построек и руин», их он называл «бриколажем». Леви-Стросс считал возможным применение термина к примитиву в искусстве, имея в виду наивное искусство Почтальона Шеваля, такой художник, по его мнению, имеет дело с предметами, остатками человеческой деятельности, которые уже сами по себе наполнены символическими значениями и имеют собственную историю. Таким образом, в поле зрения теоретиков культуры подобный феномен находится довольно давно.

Образцовым примером бриколажа в искусстве является упомянутый ранее Дворец Фердинанда Шеваля во Франции: на протяжении 11 лет почтальон Шеваль строил из камней и ракушек, которые находил на дороге, свое причудливое сооружение-мечту. Эта нефункциональная постройка – образец наивного искусства. Подобное любительское освоение пространства теоретики сегодня называют термином «народные арт-среды».

В сентябре 1969 г. дворец получил во Франции официальный статус памятника истории. В России же довольно мало народных арт-сред воспринимается как достояние культуры. Мы можем назвать дом кузнеца Кириллова в Кунаре (Свердловская область), Музей деревянной скульптуры Егора Утробина в Пармайлово (Пермский край). Нередко таким объектам приходится проделывать довольно долгий путь к тому, чтобы окружающими был воспринят их художественный статус. И это признание было бы невозможно без энтузиастов.

Одной из задач проекта является работа с подвижниками, подъем интереса к проблематике, знакомство с художественным своеобразием такого искусства, стимулирование к поиску и фиксации народных арт-сред.

Многим известны и городские арт-среды, анонимные объекты, ставшие спутниками многих постсоветских городских пространств. Речь идет о феномене, который в народе получил едкое название «ЖЭК-арт». Подобные арт-среды становятся национальным достоянием во многих странах, но в России выход за рамки нормированного освоения городского пространства все еще порицаем. Он вызывает разные эмоции: умиление, ностальгию, раздражение, восторг… Одно мы можем утверждать точно, что эти образцы простонародного творчества могут исчезнуть, так и не получив серьезного теоретического осмысления: во многих регионах России с 2021 года начал готовиться закон о запрете на использование автошин на приусадебном и земельном участке: иными словами, запрет на любительскую экспансию в городских дворовых пространствах.

Таким образом, целый культурный пласт в скором времени может исчезнуть, и если его не удается сохранить, то необходимо осмыслить то, что названо не-искусством, зафиксировать любительские арт-среды, признанные инородными городской среде. Такое творчество маргинализировано, и единственное, что мы можем сделать, задокументировать его максимально полно.

Коллекция «необычных вещей» Александра Петлюры и Владимира Архипова – это тоже бриколаж. Сумочка, сплетенная из хозяйственного каната; шляпы из куриных перьев и целлулоидного упаковочного материала; кукольная мебель из консервных банок; фигурки зайца и волка из металлических пробок. Основной массив коллекции «домашнего производства» был создан в советские годы, это некая коллективная археология, «мусорное искусство». Самобытные вещи чаще всего используются их хозяевами в быту и не воспринимаются ими как арт-объект, поэтому самым сложным является обнаружение таких предметов. Просветительский потенциал данного проекта направлен также и на то, чтобы придать ценность таким вещам в глазах окружающих, чтобы вывести их в разряд коллекционных предметов, каким в свое время стали простонародные коврики, писанные на клеенках.

Тотальный характер массовой культуры сегодня зажимает человека в тиски необходимости выбирать только ограниченный набор способов освоения собственного жилого пространства. Подобный массовый отрыв от своей креативной природы маргинализирует не просто одного индивида, маргинальность имеет уже массовый характер. Этим процедурам установления социально-политического порядка жители городов противопоставляют (но без антагонизма) бесчисленное количество практик, при помощи которых они заново присваивают себе пространство. Мастеря из подручных средств, горожанин «образует» новый продукт.

Конкурс направлен на сохранение повседневных практик обычных граждан, бережную поддержку их желания украсить окружающую среду. Проект должен показать, что подобное творчество представляет интерес для эстетического осмысления и научного изучения, что сегодня оно является подлинно народным творчеством, созидательной практикой, которую осуществляет безмолвствующее большинство.

Made on
Tilda