Новости "Эстетика бриколажа"

Выставка «Эстетика бриколажа. Безымянное искусство»

12 июля – 28 августа

«Эстетика бриколажа. Безымянное искусство»
Представленная выставка посвящена культуре повседневности — народным арт-средам, декоративным и утилитарным предметам «домашнего производства». Человеку свойственно украшать и обустраивать свой быт, однако его поделки зачастую не являются произведением искусства. Для того, чтобы они стали таковыми, необходимо усилие еще одного актора, человека, который помещает объект из бытовой среды в выставочное пространство. Сходный процесс мы можем наблюдать в природе, где инородное тело, попадая в створки раковины, превращается в жемчужину. У объектов такого рода два автора: творец самого объекта и художник, переместивший его в арт-среду.
По ходу экспозиционного повествования зритель сможет открыть для себя три вида стратегий представления подобных артефактов. Первая — это коллекция «необычных вещей» Александра Петлюры, одного из ведущих специалистов по материальной культуре Новейшего времени. В его коллекцию входят самодельные предметы из вторично переработанных материалов, созданные безымянными умельцами: от перешитого и затейливо украшенного дембельского кителя до персонажей мультфильма из крышек от бутылок. Петлюра создает различные комбинации с найденными предметами. Художник рассказывает о влиянии среды на сознание человека и ее отражения. Вне выставки художественная ценность этих находок утрачивается, предметы возвращаются в коллекцию диковинок. Поделки неизвестных умельцев — это несомненный акт творчества, занятие на досуге. Александр так характеризует свою коллекцию: «Это наив, не промышленное, не прошедшее комиссию. Очень резкие или какие-то глупые вещи. Из пробок волк и заяц. Когда художники сейчас обращаются к мусору и делают из него что-нибудь — это тоже здорово, но это другое, уже напоказ. А это — для себя абсолютно. Для родных. Это должна быть семейная радость, гордость за своего отца, либо брата, мать, кто шил, кто делал. Это может быть, как собственная работа автора, так и "семейная реликвия", или встреченный где-то посторонний предмет».
Владимир Архипов, второй художник и участник проекта, по-другому взаимодействует со своей коллекцией. Он ищет и показывает авторский рэди-мэйд: найденные им плоды инженерного народного гения, перемещенные в выставочное пространство, начинают работать как «изощренные арт-объекты». Для Владимира принципиально объединять в названии изначальную функцию утилитарного предмета и имя его создателя. «В основе всей моей истории, конечно же, лежит моё сильное художественное впечатление от увиденного и желание поделиться им со зрителем. Я показываю не свои, а чужие объекты — самодельные функциональные вещи, которым не хватает только рефлексии для того, чтобы быть произведениями искусства. Не авторская, а зрительская рефлексия делает их достойными любого музея: авторы этих объектов, просто не знают, что каждый человек, по высказыванию Йозефа Бойса, — художник».
Третий раздел экспозиции представляет работы победителей фотоконкурса «Русское маргинальное». Фотоконкурс состоял из двух крупных номинаций: «Предметы «домашнего производства»» и «Народные арт-среды». Организаторы конкурса призывали участников заняться археологией повседневности. На фотоработах первой номинации показаны предметы, которые могли бы быть в коллекции Александра Петлюры или Владимира Архипова. В отличие от предметов первой номинации, объекты, существующие в естественном социокультурном ландшафте, не могут быть перенесены в выставочное пространство с сохранением изначальных смыслов. Их мы и называем народной арт-средой. Одним из способов знакомства с такими художественными объектами помимо туризма является фотовыставка. Фотограф так же, как и в первых двух случаях, является соавтором произведения в выставочном пространстве. Фиксируя то, как объекты существуют в их изначальной среде, он невольно выступает их интерпретатором, потому представляется важным в комментарии к каждой работе сохранить имена и описания в том виде, в котором они были заявлены участниками фотоконкурса.
* Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»
#российскийфондкультуры #нацпроекты #творческиелюди #нацпроекткультура #министерствокультуры

Адрес: Всероссийский музей декоративного искусства. Москва, Делегатская, 3. Время работы: Пн
выходной день
Вт
10:00 – 18:00
Ср
10:00 – 18:00
Чт
10:00 – 21:00
Пт
10:00 – 18:00
Сб
12:00 – 21:00
Вс
10:00 – 18:00
Made on
Tilda